Теория познания против реальной природы

Борьба материализма с идеализмом началась в древней Греции и велась "насмерть". Последующая история философии продолжилась ведением борьба не только вокруг основного предмета философии - об отношении мышления к бытию, но одинаково вокруг второй стороны основного предмета - о познаваемости действительности, о способности человеческого мышления правильно отразить, познать, раскрыть сущность вещей и явлений материального мира.

Представители материализма 17 века (Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк), французские материалисты 18 века (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Робинэ, Ламеттри), немецкий философ-материалист 19 века Людвиг Фейербах и другие, подвергали суровой критике агностицизм, идеализм в теории познания, доказывали, что разум способен познавать окружающий мир, способен раскрыть тайны природы. Абсолютизируя мир существующим независимо от людского разума и полагая знания подлинным отражением объективного мира в человеческом сознании, материалисты 17-18 веков доказывали, что истинным объектом знания является сама природа, а главным средством знания - опыт, эксперимент.

Критерием истины материалисты старались признать полное соответствие представлений о вещах и явлениях объективного мира с реальными вещами и явлениями. Это соответствие, по мнению упомянутых философов, может быть установлено при помощи опыта. Любое познание должно начинаться с опыта, с эксперимента и опытом завершаться. Следовательно, рассуждая об истинности познания, материалисты 17-18 веков обращались к практическому опыту как к средству проникновения "в самое святилище природы".

Домарксовские буржуазные материалисты оставались созерцательными, метафизическими материалистами, не дошедшими до понимания того, что постижение законов природы и общества может успешно совершаться только в процессе практической деятельности общественного существа, направленной на изменение природы и общества. Они были не способны оценить величайшее значение общественной практики как основы человеческого познания, как критерия истинности и сводили практику лишь к опыту, эксперименту. Непонимание определяющей роли общественной практики в познании объективной действительности объясняется главным образом идеалистическим подходом к вопросам истории человеческого общества.

Послемарксовские материалисты пытались доказать, на основе марксизма же, сущность человеческой практики как общественно-исторической, производственной деятельности людей, направленной на преобразование окружающей среды и человеческого общества, чем пытались научно решить проблему возможностей и путей познания истины, совершив переворот в теории познания. Опираясь на достижения практической науки, классики марксизма старались всесторонне обосновать безграничную возможность изучения индивидом окружающей природы.

Учение классиков марксизма о возможности познания материального мира еще при жизни Маркса и Энгельса подвергалось ожесточенным нападкам со стороны реакционных классов. В эпоху империализма и пролетарских революции, когда вопрос о свержении старого, капиталистического строя и создании нового общественного строя стала задачей практической деятельности масс, марксистская теория познания подверглась еще более яростным нападкам и извращениям со стороны различных идеологов империализма.

Исходя из признания первичности духа, сознания, идеалисты всех разновидностей рассматривают естество либо как воплощение "абсолютной идеи", "мирового духа", сознания (объективный идеализм), либо считают мир порождением сознания отдельных людей (субъективный идеализм). Для идеалистов реально существует только сознание, а материальный мир, бытие, природа существует лишь в субъективных ощущениях, представлениях, понятиях. Воспринимаются, с точки зрения идеалистов, не реально существующие предметы, а всего лишь ощущения предметов. Для Беркли, Маха и Авенариуса все окружающее есть комплекс ощущений, Кант уверял, что разум способен познавать только собственные субъективные представления, а подлинная сущность предметов ("вещь в себе") принципиально непознаваема. Аналогично думают неокантианцы, неопозитивисты, семантики, прагматисты, персоналисты, которые либо открыто отрицают существование объективного мира, а значит и объективной закономерности, либо уверяют, что вещи познаваемы только в виде "кажущихся", несуществующих объектов, потому объекты познать нельзя.

Если аналитически подойти к обсуждаемому вопросу, то реальность отражает заметную неправоту идеализма и материализма. С развитием науки люди научились обуздывать разрушительные силы природы, так сказать оседлать их, обратить на пользу общества. Однако, вследствие непознаваемости внутренней сути явлений процесс "обуздания" ведется путем нарушения, изменения или уничтожения, на основании мнимого знания законов природы, выдуманных наукой.

  • Категория: Бытие природы
  • Опубликовано 23 августа 2013 08:17
  • Прочитано 1422раз(а)
Комментарии
не обязательно
должен быть корректным
результат умножения

Спамить бесполезно!