Вопрос познаваемости мира в примитивной форме

Вопрос о познаваемости мира в примитивной форме вставал на абсолютно всех ступенях развития человеческого общества. Homo primaevus давно наравне с homo sapiens сейчас пытались найти ответы на вопросы: что представляет собой мир, какие силы управляют миром, развивается ли он по законам, ему присущим, или он управляется деятельностью неведомых сверхестественных сил, какова причина наступления различных природных явлений и т.п. Эти вопросы стары, как мир. Ясно, что научно обоснованные ответы на эти вопросы человек "тогда" получить не мог, и "сейчас" тоже не способен. Оттого человек фантазирует, прибегает для объяснения природных явлений к особым силам, будь то силы божественные или физические, основанные на законах природы. Верой в божественное или научное пользуются разнообразные идеологи, закрепляя фантастические, искаженные представления об окружающей нас природе в религиозно-идеалистических и научных философских системах.

Однако делаются и попытки естественного объяснения явлений природы, т.е. рассмотрения мира таким, каков он есть на самом деле. Эти попытки наивного, но, по сути дела, правильного подхода к изучению природы.

Закон всемирного тяготения действует в природе не потому, что его открыл Ньютон, и не с тех пор, как его открыли. Всякий закон природы или общества существует и действует независимо от того, знают о нем люди или нет. Было время, когда для объяснения множества философских концепций людям было удобно представить, что солнце вращается вокруг земли, что земля имеет форму плоского диска. Глупо полагать, что они действительно в это верили, но даже если и верили, земля от этого не переставала вращаться вокруг солнца и иметь приблизительно шарообразную форму.

Чтобы человек мог учитывать в своей практической деятельности законы природы и использовать в своих интересах, он должен придумать эти законы, сформулировать их, сознательно перенести придуманные законы в бытие природы. Такое перенесение считается правильным отражением объективно существующих предметов, явлений, их связей, закономерностей и нарекается объективной истиной.

История дает сотни примеров объективных истин, владевших умами людей, и все они разные. С годами некоторые истины главенствовали, а другие, дополняясь и видоизменяясь, ждали своего часа. Чтобы появилось уничтожающее всякую духовность марксистское учение о законах развития человеческого общества, должно было пройти несколько тысячелетий. Опираясь на вновь обретенные законы, которые в очередной раз считались объективно истинными, Маркс и Энгельс пытались доказать неизбежность наступления эпохи коммунизма, и даже "гениально" начертали основные контуры этого нового общественного строя. В чем-то они, может быть, были правы.

Практика строительства социализма и коммунизма в нашей стране, а также социалистического строительства в странах "народной демократии" блестяще подтвердила практическую несостоятельность марксистского учения. Хотя, что вполне вероятно, Маркс забежал слишком далеко вперед, а отечественные советские деятели поспешили форсировать процесс.

Далее, полагаясь на науку, выдвинули теорию, что "объективный характер законов", отражение ими процессов, происходящих независимо от воли и желания людей, вовсе не означает, что люди бессильны предотвратить результаты действий законов природы, результаты действий сил природы. Разрушительные действия сил природы не везде и не всегда происходят со стихийно-неумолимой силой, не поддающейся воздействию людей. Однако разрушительные действия всегда происходят там, где присутствует человек.