Позитивисты о религиозном фетишизме

Ложь и фиктивность объяснений различных явлений природы, предлагаемых религией, - говорят позитивисты, - обнаруживается с особой ясностью, когда человек достигает позитивного состояния и усваивает истины, сообщаемые точными и эмпирическими науками. Положительная наука открыла законы солнечного затмения и безошибочно предсказывает его. Но в теологический период солнечное затмение объясняли тем, что дракон проглатывал солнце.

"Так как миросозерцание есть не что иное, как сумма объяснений относящихся ко всем различным явлениям природы, и так как эти объяснения проходят через три фазы, то нетрудно сообразить, что аналогичные фазы могут отмечаться и в исторической жизни человечества. Вся история распадается на три периода: теологический, метафизический и положительный. Каждый периодов характеризуется господством соответствующего мировоззрения. При переходе из одного периода в другой вместе с мировоззрением изменяются идеи, учреждения, обычаи, нравы, вкусы".

По трем указанным позитивистами периодам развивается не только человечество, но и сознание каждого отдельного индивида. Отсюда естественно, что во многих верованиях еще и в настоящее время люди следуют теологическому мировоззрению. Явления они интерпретируют не неизменными законами, а изменчивостью воли.

Люди верят, что если сильно желать какую-нибудь пегую кобылу глядя не другую пегую кобылу, то желание сбудется. Люди верят, что если 13 человек сядут за обед, то один из них умрет до истечения года.

Много примеров похожего верования позитивисты приводят из литературной истории. Например, когда во время осады Трои в лагере Агамемнона началась моровая язва и люди стали умирать сотнями, то устрашенные греки, не видя гибельных стрел смерти, объясняли это явление тем, что бог Аполлон прогневался на них за неуважение к его жрецу Хризесу и начал испускать смертоносные стрелы. Это объяснение, кажущееся нелепым, было возможно при легковерии древних.

В старину, когда злополучная мать рожала одно из тех "органических неправильностей", которых мы называем уродами, например, дитя о двух головах, то такого урода считали "исчадием божьего гнева". Иногда утверждали, что дьявол обольстил или изнасиловал мать и плодом такого поведения был урод.

Наигрубейший из теологических периодов был период фетишизма. За ним следует политеизм, наивысший есть монотеизм, где на место многих самостоятельных богов приходит единое существо, которое, сотворивши всю вселенную, непрерывным действием направляет и поддерживает явления.

"Первоначальная склонность и инстинктивное побуждение людей состоит в том, - говорит Джон Стюарт Милль, - чтобы уподоблять всех деятелей, замечаемых в природе, единственному деятелю, о котором они имеют непосредственное сознание, то есть собственной свободной воле. Всякий предмет, производящий силу, действующий без явного стороннего влияния, всякий предмет, сообщающий движение, не получив его извне, - предполагается обладающим жизнью, сознанием, волей. Самое простое наблюдение, без которого невозможно сохранение жизни, должно было указать на множество аналогий в природе, на множество предметов, которые, при данных обстоятельствах, действуют совершенно одинаково".

Впрочем, Милль не допускает, чтобы в каком-либо племени дикарей или негров фетишизм был совершенно свободен от примеси политеизма. Ему кажется весьма вероятным, что обе формы существовали друг подле друга с самого раннего периода - с того времени, как род человеческий стал способен распределять предметы по классам. При этом чистый фетишизм постепенно переносится на предметы, обладающие выдающимися ценностями. Потому еще долго люди будут поклоняться священной горе или реке, как божеству в ней самой, а не просто как пребыванию божества.

  • Категория: Дхарма
  • Опубликовано 18 июля 2013 07:56
  • Прочитано 1229раз(а)
Комментарии
не обязательно
должен быть корректным
результат умножения

Спамить бесполезно!