Агностицизм пополам с идеализмом

Идеалистическая точка зрения о принципиальной непознаваемости природы мира, наиболее откровенно проповедуется скептиками и агностиками, чаще буржуями, не заинтересованными в познании законов мира.

Агностик - слово греческое: "а" - значит по-гречески "не"; "gnosis" - "знание". Агностик говорит: "не знаю", есть ли объективная реальность, отражаемая, отображаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это. Отсюда - отрицание существования агностиком и терпимость, мещанская, филистерская, трусливая терпимость к мифотворчеству любого уровня.

Агностики пессимистически подходят к оценке человеческих знаний, не верят в достоверность научных данных. Нам даны только наши субъективные переживания, говорят агностики, а потому нельзя даже определить, существует или нет окружающая действительность.

Агностицизм был распространен в древней Греции, особенно в период вырождения античной философии, как отражение вырождения философской мысли. Такие философы, как Пиррон, Протагор, Георгий, Секст-Эмпирик и др., открыто утверждали невозможность познания окружающего мира. Всякое знание, говорил, например, Протагор, есть лишь мнение, а значит, ложного ничего нет, как нет и ничего истинного. Как кому кажется, так и есть на самом деле: "человек - есть мера всех вещей", - говорил он, и не безосновательно.

В новое время ярким представителем скептицизма и агностицизма (поскольку скептицизм, как теория познания, совпадает с агностицизмом) был английский философ - идеалист 18 века Давид Юм. Все научные знания, все законы природы, по мнению Юма, суть порядок, к которому привыкают люди. Юм не считает нужным исследовать, что лежит за пределами наших ощущений, считая выяснение данной задачи непосильным трудом.

Философия Юма на место науки ставит веру, интуицию. Другой представитель агностицизма, Кант, прямо заявляет, что он ограничивает науку с тем, чтобы оставить место для религии.

В отличие от Юма, Кант признавал существование объективного мира "вещей в себе", но объявлял их непознаваемыми. Предметы и явления окружающей действительности относятся Кантом к области потустороннего мира, недоступного познанию и открываемого верой.

Но не все идеалисты открыто признавали невозможность познания мира, - слишком очевидна была несостоятельность доводов агностиков. Многие идеалисты, например Гегель, готовы были формально признать, что "разум" (или "дух"), творящий мир, способен познать свое произведение. Однако от этого идеалисты не перестают быть агностиками, ибо человек, по их мнению, может познать не явления окружающей действительности, а всего лишь свои субъективные представления или объективный "мировой дух", "разум".

Агностицизм присущ всем современным идеалистическим философским системам. Объявляя накопленные веками знания лишь субъективными восприятиями, не отражающими действительного содержания мира, они ставят под сомнение основы науки. Если мир непознаваем, заявляют философы, значит, непознаваемы и явления общественной жизни, а, не зная закономерностей общественного развития, человек не может изменить существующий общественный строй, следовательно, массам обывателей остается примириться с рабским трудом "на дядю" и ждать помощи в повышении зарплаты и уровня жизни от неведомой божественной силы, которая изменит их судьбу. Такова политика практически любого государства, объявляющего себя светским, но допускающим влияние церкви. В сущности, власть именно за этим допускает влияние церкви.

Отсюда современные, в первую очередь американо-английские воинствующие деятели с большим рвением используют различные "теории" - расизм, космополитизм, социальный дарвинизм, вейсманизм-морганизм, "теории" правых социалистов о "гармонии" классовых интересов пролетариев и капиталистов и тому подобные бредни дипломированных дебилов.