Духовный наставник и цивилизованное человечество

В ведическом понимании человек становится цивилизованным только в одном случае - когда он обретает духовного наставника, учителя. Если такового нет, то человек цивилизованным считаться не может. И сколько же людей по всему миру духовного наставника не имеют, но зато во всю глотку орут, что они цивилизованные люди?

У каждого из нас в свое время были учителя. У каждого из нас был по меньшей мере десяток учителей, пока мы учились в школе. Но не у каждого из нас был духовный наставник, не было рядом людей, которые могли бы им стать, хотя некоторые из учителей пытались залезть к вам в душу, но не у всякого получалось.

На самом деле между учителем и учителем разница не соизмерима, несмотря на то, что оба они дают знание. Но, задумайтесь, какое знание? Разве смысл учебы в коллекционировании знаний? Разве накопленный опыт человечества можно передать простым зачитыванием параграфов учебника и заставлять учеников все это конспектировать и заучивать? Конечно нет. Более того, в таком знании нет никакого смысла. Коллекционировать знания бесполезно.

Учитель и ученик должны быть как одно целое, чтобы передача знания состоялась. Учитель не только и не просто сообщает ученику какие-то знания в какой-то определенный период его (ученика) развития, но помогает ученику овладеть практикой на этом периоде. Вот что такое наставник.

Учительство - это основа человеческой культуры. Без него человечество практически не может ни существовать, ни развиваться. В любой области человеческой деятельности, будь то работа или творчество, учитель присутствует всегда.

Связь, возникшая между духовным наставником и учеником, всегда добровольна. По крайней мере она толжна быть таковой. Эта связь держится и укрепляется на понятиях признательности, преданности. И самое страшное на пути, что может позволить себе человек - это предательство по отношению к учителю. Предательство отбрасывает человека назад, замедляет его развитие.

Большой позор той стране, где учитель живет в бедности и нищете. Стыдно должно быть тому, кто знает, что его детей учит нищий или очень бедный учитель. Не проявлять заботу об учителях - знак невежества. Как можно поручать учить детей человеку, который недоволен жизнью или подавленному свои положением? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды?

Каждый учитель, имея учителя, сам является учеником. Когда учитель перестает быть учеником, он перестает быть учителем.