Философия жилища по Кандилису

Более полувека назад старый греко-азербайджанско-французско-русский архитектор Жорж Кандилис написал несколько строк, выражающих его понимание этого вопроса. Это философия жилища по Кандилису. В своей работе, кажется, он руководствовался своей философией, привитой ему, кстати Корбюзье (французский архитектор), на протяжении всей жизни. Правильна она, или нет, отражает ли она суть, или нет, судить не нам.

Центральным ядром жилища являются человек и его кров-укрытие, поэтому жилые дома и жилые комплексы часто смешивают с более широким понятием - жилище. Жилище - это не только кров-укрытие, очаг или квартира, но социально организованный комплекс. Оно предоставляет возможность человеку удовлетворять его физиологические, духовные и чувственные потребности; оно охраняет его от враждебных и посторонних воздействий; оно обеспечивает его жизненный расцвет. Жилище вовлекает индивидуальную и семейную жизнь в социальную и общественную.

Постепенно понятие "жилище" приобретает экологическое значение: жилище превращается прежде всего в среду, в которой живет человек.

Попытки различать индивидуальное жилье и коллективное жилище бессмысленны. Жилище всегда коллективно в отличие от жилья, которое всегда должно быть индивидуальным и семейным.

Массовое жилище представляет интерес для всего человечества, в то время как жилье в прошлом удовлетворяло потребности узкого круга. Технический прогресс, социальные битвы, войны и революции до основания потрясли иерархию ценностей в 20 веке. Пределы, границы, расстояния утратили свое значение. Рост населения повсеместен; одни и те же потребности, права и задачи возникают одновременно в Африке, в Азии, в Европе и Америке. Человек все более и более обживает поверхность Земли, ему требуется все больше квадратных километров, больше каловатт-часов для того, чтобы жить и развиваться. Деревни превращаются в города, города в области, которые в свою очередь врастают в более крупные конгломерации. Под влиянием всех этих различных факторов жилище совершенно изменяется.

Если Вавилонская башня является символом общества воинственных королей, египетские пирамиды выражают концепцию фараона-божества, Акрополь представляет собой апогей человеческого мышления, чистое порождение духа, средневековые соборы - божественное отрешение, ренессансные дворцы - могущество кназей, то в наши дни главным образом жилище отражает сущность современного общества, общества людей, не властителей, не богов, а обычных людей, сильных своей массой, общества, в котором господствует большинство.

Жорж Кандилис