Иррациональная Древняя Русь

Одной из главных особенностей древнерусской духовной культуры, без сомнения, является преобладание в ней иррациональных компонентов, - художественно-эстетических и культово-религиозных, прежде всего, - над рациональными: философия, богословие, наука.

В силу специфически условий развития Древняя Русь не выработала особого пристрастия к строгим формально-логическим способам освоения духовных стихий, социального бытия или материального мира. Поэтому мы не находим у наших средневековых предков в узком (новоевропейском) смысле слова ни философии, ни науки, ни даже богословие. Что не только не свидетельствует о какой-то ущербности, недоразвитости древнерусской культуры, но, пожалуй, наоборот, выдвигает ее в ряд духовно наиболее емких и глубоких культур. Позитивистски-рационалистические, преобладавшие последние столетия в отечественной гуманитарной науке и наложившие на всех нас мощный, почти уже стираемый отпечаток, заставляющий нас и сегодня втискивать в узкие рамки новоевропейских, якобы единственно истинных определений основных компонентов культуры исторические феномены, имеющие неадекватные этим определениям ценностные характеристики. Мы и сегодня ошибочно силимся найти в Древней Руси философию и богословие аристотелевски-схоластического типа, науку, похожую на западноевропейскую, эстетику, имеющую традиционные категории и т.п. А результаты оказываются ничтожными, и Русь предстает в итоге какими-то жалкими задворками неудержимо прогрессирующей Европы, питающейся объедками с ее обильного научно-мыслительного стола.

На самом деле Древняя Русь развивалась внутри европейской культуры своим восточно-европейским путем, отличным от западно-европейского.

В силу таинственной исторической предопределенности Русь продолжила более чем двухтысячелетнюю ветвь развития духовной культуры: античность - Византия - Древняя Русь. Непрерывность этой культурно-исторической линии сейчас очевидна, также как очевидны и как минимум два крупных перелома в ее непрерывном беге. Первый - возникновение христианства, когда пришедшая в тупик греко-римская духовность получила в процессе самоотрицания новые мощные импульсы от варварской (в понимании эллинов) ближневосточной иррациональной духовности. На основе единения этих во многом противоположных культурных движений возникла новая самобытная культура - византийская, явившая собой предельное и даже изощренное выражение, во всяком случае в средиземноморско-европейском регионе, средневекового типа культуры, средневековой духовности.

Второй перелом менее явный, чем первый, но достаточно ярко выраженный, произошел при христианизации славян и, в частности, Руси, когда антично-византийская культура в период зрелости своей средневековой духовности была привита молодому и полному сил саженцу восточно-славянской культуры. Начавшая уже стареть и без того древняя православная культура получила новые соки, новую почву и новые гены и дало прекрасные плоды в виде русской средневековой художественной культуры.