Иррациональная Древняя Русь (продолжение)

Свое наиболее полное и самобытное выражение древнерусская культура обрела не в философской, богословской или научной мысли, а в многообразных проявлениях духовного делания, эстетического сознания, художественной культуры, т.е. в иррациональных формах. Именно в них нашла наиболее полное выражение духовная жизнь древних русичей, включая и их научные, философские, богословские, историософские и т.п. потребности. Средневековая Русь жила целостной духовной жизнью, не разъединенной на отдельные составляющие, осененной непостигаемыми в своей глубине образами Софии, Логоса-Христа, Богоматери, и наиболее полно выраженной, пожалуй, лишь в эстетическом сознании древних русичей, в их искусстве.

Отсюда, коль скоро мы вынуждены все-таки использовать традиционную терминологию, под древнерусской философией следует понимать не рациональную систему законов бытия и мышления, но всякое свидеьельство о мире духовном, как ее понимал Флоренский, опираясь на древнюю традицию; а под эстетикой - комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, в результате которых субъект получает духовное наслаждение, свидетельствующее о реальности духовного контакта с объектом.

Эстетическое сознание Древней Руси, под которым здесь имеется в виду целостный комплекс эстетических чувств, ощущений, переживаний, представлений, идей, концепций древнерусского человека, нашедший выражение как в словесных высказываниях средневековых русичей, так и наиболее полно в художественной культуре и церковном культе того времени, - это эстетическое сознание сформировалось в основном под влиянием двух культурных потоков: языческой культуры восточных славян и византийско-христианской художественно-эстетической культуры в славянской редакции.

Языческий фольклорный уровень составляет как бы глубинный архетипический пласт древнерусского эстетического сознания. Он прочно зиждится на языческих мифологемах, сакральной связи человека с природой, на обрядово-ритуальных основах деятельносьт. Ритуальные действия сопровождали всю жизнь древнего славянина. Они воспринимались как магические.

На уровне сознания сложный комплекс обыденных и особенно взаимоотношений с природой, а через нее и с универсумом, отражался в системе мифологических представлений, которая в свою очередь, влияла и на повседневную жизнь древнего человека. Действие и сознание, ритуал, охватывающий и всю трудовую деятельность, и миф, функционируя в теснейшем взаимопереплетении, образовывали некий подвижный континуум, некое, почти независимое от человека, поле древней культуры, которым и определялась его жизнь.