Ощущение целого. Раздробленное сознание человека.

Произносятся пламенные речи, народ ратует за соответствующие законы, технологические, экономические меры. Но решения принимаются, а дело не двигается. Стало уже трюизмом говорить об этом. Но в чем же причина? Почему слова не действуют, утратили силу? Потому, наверное, что выпали из Бытия. Они как бы сами по себе, а Бытие само по себе. Потому что падший человек уже привык делать не то, что говорит, а говорить не то, что думает. Тем самым он нарушил извечную связь слова с мыслью, а через мысль - с остальным миром. Ничто в этой жизни не остается без ответа, без отклика. Это только кажется, что что-то может сойти с рук. Всякая причина по закону кармы, или высшей, онтологической справедливости, имеет свое следствие.

Со времен Будды прошло два с половиной тысячелетия, а люди, похоже, мало изменились. Значит, сам человек или, точнее, его неразвитое сознание - враг своему счастью! Как думаем, так и делаем, как делаем, так и живем. Человек и в самом деле есть мера всех вещей: по мере и воздается. Каков человек, таков и мир. Если плохо живем, значит, плохо научились думать.

Действительно, состояние природы есть зеркало души, а "всякая неупорядоченная душа, - считают мудрецы, - сама несет свое наказание. Очистится душа - очистятся реки, не очистится душа - не очистятся реки. Здесь связь глубинная, настолько глубинная, что и вообразить трудно, разве что с помощью тех, кто видел глубже нас. Сказано - "да произведет вода … душу живую; и птицы да полетят над землею, по твеоди небесной". Или поразмышляем над словами Плотина: мир покоится в "мировой Душе, как невод в воде, и как невод пропитан водой, так и мир проникнут Душой во всех частях своих". А древнерусский богослов Иосиф Волоцкий сравнивает воду с мыслью человека. В буддийской же суьре "Вималакрити" сказано: "Если ум чист, то и все чисто; если ум не чист, то и все не чисто".

Думаете философией не очистишь реки? В том-то и дело, что очистишь. Именно философия, философского осмысления не хватает, чтобы понять происходящее, а без понимания ничего не изменится, и от этого следствия будут только возрастать в геометрической прогрессии. Буддисты недаром видят корень зла в неведении, в непонимании законов Бытия. Знающий не сотворит зла, очищенный ум не засоряет природу, среду обитания. И в этом смысле - мир есть сознание, все зависит от разума, который только и позволит вырваться из порочного круга.

Но что такое разум? Говорят о новом мышлении, но часто ли задумываются, в чем его суть. А если и в самом деле от того, научимся ли мы думать по-новому, зависит жизнь на Земле, как о том уже четыре десятелетия назад заявили ученые в известном Манифесте Рассеоа - Эйнштейна? С лозунгом о новом мышлении прошагали еше несколько лет в том же направлении, где ничего хорошего не ждет, - ускоряя шаг к бездне, инстинктом ощущая, что времени больше нет. Нарастающая аритмия, вселенская разбалансированность обострили апокалиптическое чувство, обострили ощущение последней черты: сделаешь еще шаг - падешь в бездну. И тогда появилась потребность повернуть назад, к истокам. Движимые инстинктом самосохранения начали вспоминать забытое.

С тех пор, как отпал человек от целого, возомнив себя всесильным, притянулся к земле, утратил опору в бытии. Разные учения трактуют этот разрыв единого по-разному, но суть одна: утративший ощущение целого теряет ощущение истины, ибо целое и есть истина. С тех пор расширилась трещина между человеком и природой, рассекая его душу. Раздвоенный человек, раздвоенное, одномерное сознание приводило к одномерному существованию, когда одно непременно существует за счет другого, субъект за счет объекта, один народ за счет другого, чувство за счет разума, разум за счет чувства или техника за счет человеческих качеств. При такой системе "или то, или это" страдают обе стороны, ибо по закону целого одного нет без другого, и разум так же нуждается в чувстве, как чувство в разуме. Нет земли без неба, как нет материи без духа, материя разрушается при участии бездуховного человека. И чем больше притягивается человек к вещному, земному, тем более дробилось его сознание, а чем более дробилось сознание, тем более он терял способность ориентироваться в этом мире.

Наконец, и большая наука удостоверилась, что все действительно едино: в одном месте тронешь - в другом отзовется; в невозможности произвольного обращения со средой, которая подчиняется своим внутренним законам; в непреложности законов бытия, которое отторгает то, что противоречит его ритму, живому дыханию Вселенной. Иначе говоря, не все зависит от человека, но все может быть им осмысленно. Происходит в мировом пространстве обмен космическими энергиями, по закону сохранения последних, и там, где скапливается их избыток, происходит отток туда, где не хватает. Этим энергетическим обменом объединяются многие передвижения в истории, участившиеся в последние века. Но именно от человека зависят следствия передвижений: для общества, утратившего связь с духовным миром, это оборачивается страшными катастрофами, которые явили мировые войны. Этот неизбежный энергетический обмен для человека с новым сознанием будет происходить на уровне культуры, искусства, т.е. духовного обмена, что и позволит человеку перейти из царства необходимости, где он сам себе принадлежит, в царство свободы.