Признание объективного характера всех подлинно научных знаний всегда вызывало нападки и бессильную злобу буржуазных философов-идеалистов. Выражая интересы реакционной империалистической буржуазии, они стремятся исказить объективную истину, чтобы скрыть от народа объективный ход развития истории, замаскировать подлинные законы ее развития, объявить непознаваемыми явления природы и общественной жизни. В этих целях они искажают само понятие объективности. Для них объективно все, что служит интересам хищнического американского империализма, что полезно бизнесменам Уолл-стритта, что обеспечивает "практический успех".
"Если религиозные идеи, - с циничной откровенностью заявляет один из лидеров американо-английского прагматизма В. Джемс, - выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о боге удовлетворяет им, то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие божие? Для него это будет просто бессмыслицей, если признавать "неистинным" понятие, столь плодотворное в прагматическом отношению".
Другой представитель буржуазной философии, Д. Дьюи, отрицает объективный характер истины на том основании, что окружающий нас мир якобы не существует сам по себе, а создается, творится человеческим сознанием. Подобными "откровениями" начинена вся современная идеалистическая философия.
Известно, что самой характерной чертой всех "измов" буржуазной философии является агностицизм, главным образом, релятивистского толка. На релятивистском агностицизме построено, например, одно из наиболее модных течений в современной американо-английской идеалистической философии, называемое позитивизмом. Это течение восприняло и объединило в себе все наиболее реакционное, наиболее антинаучное из идеалистических агностических систем прошлого, расклассифицировав их по особым группам и наградив их "самоновейшими" названиями вроде "логического анализа", "логического эмпиризма", "семантики", "прагматизма", "физикализма" и других не менее мудреных "измов". Все они преследуют одну и ту же цель: подорвать веру людей в способность человеческого мышления познать мир и переделать его, доказать, что наука бессильна, указать путь к созданию счастливого человеческого общества. Каждая прогрессивная теория, каждое научное положение объявляется со-временными американо-английскими философскими мракобесами "псевдосуждением", "псевдопонятием", которые имеют чисто субъективное, условное, релятивное значение и якобы совершенно лишены объективности.
Идеалистическим вывертом являются также и утверждения прагматистов. Известно, что в своей теории познания прагматисты опираются на практику, на опыт, который понимается ими как совокупность человеческих ощущений, переживаний. Истина, с точки зрения прагматизма, творится самим человеком в результате его волевых творческих действий, направленных на достижение поставленной цели. Все познание у них построено на субъективном интересе. Практика, понимаемая ими как торгашеская предпринимательская деятельность, является критерием истины постольку, поскольку она приносит пользу субъекту. "Ценность истины, - писал виднейший представитель прагматизма американский философ Джемс - это процесс ее оценки, выраженный в пользе дела".
Прагматизм имеет очень много общего с махизмом. Мах в книге "Познание и заблуждение" тоже утверждал, что только успех может отделить познание от заблуждения.
Прагматизм - это идеалистическая философия империалистической буржуазии. Она призывает не к действительному познанию объективного мира и с целью его изменения, а к приспособлению к существующей действительности она призывает измерять истинность только полезностью. Тот же Джемс в своей книге "Прагматизм" писал: "Истиной признает прагматизм то (и это единственный его критерий истины), что лучше всего работает на нас", т. е. на капиталистов. Трудно прямее и откровеннее выразить существо хищнической идеологии англо-саксонских демократов.