Предмет понятия, умозаключения и суждения

Наука не представляет собой простой сводки наблюдений и экспериментов. Наблюдения и эксперименты имеют смысл, когда производятся не вслепую, а сочетаются с глубоким научно-теоретическим анализом, когда путем сравнений, сопоставлений и обобщений делаются выводы не только о том, что непосредственно воспринимается, но и о том, что непосредственно воспринять нельзя (например, процесс образования небесных светил, процесс развития жизни на земле).

Логическая обработка, обобщение фактов, результатов наблюдений дает возможность отразить общие черты, существенные свойства предметов и явлений, проникнуть в глубину содержания фактов, в единичном раскрыть общее, главное, существенное.

Силой одних только ощущений невозможно измерять расстояния между звездами, «взвешивать» планеты, звезды, Солнце, определять их химический состав, температуру. Это стало возможным благодаря человеческому разуму, мышлению.

Глазами можно различать цвета, фигуры, внешнее состояние предмета, ушами - улавливать звуки, органами обоняния - чувствовать запах, но глазами, ушами и органами обоняния невозможно непосредственно познать общие связи и отношения между вещами и явлениями объективного мира, ибо они не могут быть восприняты чувственно. Только восходя на ступень абстрактного мышления, становится возможным познать действительную сущность окружающих нас явлений.

Процесс абстрактного мышления осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - это форма мышления, отражающая наиболее общие, наиболее существенные, решающие и необходимые свойства, признаки реальных вещей и явлений. Понятия отражают не все признаки предметов, которые воспринимаются нашими органами чувств, а только главные, существенные признаки. Например, в понятии "человек" фиксируется все то общее, существенное, что принадлежит всем людям (например, способность изготовлять орудия производства). Поэтому понятие лишено наглядности. В процессе образования понятия разум отвлекается от индивидуальных, случайных, несущественных признаков отдельных предметов, обобщает восприятия, представления большого количества однородных предметов, выделяет в них то, что необходимо присуще им, что составляет их специфику.

Абстрагируясь от случайного, несущественного, индивидуального, разум отходит от конкретных вещей и явлений, но этот отход совершается для лучшего понимания. Содержанием понятия служит материал, который дают человеку восприятия, представления, т. е. в конечном счете, объективная действительность, человеческая практика. Понятия - результаты, в которых обобщаются данные опыта.

Самые общие понятия поэтому не оторваны от действительности, от реальных единичных вещей и явлений, а теснейшим образом связаны с ними, содержат в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного.

Мышление обходит, опускает несущественное, частное, что принадлежит индивидуальным предметам, но, абстрагируясь от деталей, мы получаем возможность полнее, глубже, разностороннее познать конкретные предметы.

Понятия позволяют правильно ориентироваться в конкретных условиях, правильно понять и оценить отдельные события, обобщать конкретные факты, опыт людей, практику революционной деятельности масс, позволяют строить научное предвидение.

Поэтому понятия играют огромную роль в научном исследовании. Каждая наука вырабатывает определенную систему понятий, в которых обобщается и концентрируется все богатство наших знаний. Но прежде чем составить научное понятие о том или ином предмете, люди проходят длинный путь изучения этого предмета. Сначала люди узнают о самых простых, поверхностных свойствах предмета. Но в процессе дальнейшего изучения постигаются все более и более глубокие, скрытые, внутренние свойства, особенности изучаемого предмета. По мере выявления отдельных свойств, особенностей предмета мы составляем суждение об этом предмете.

Суждение - отражение в сознании человека какого-либо признака, свойства, особенности исследуемого предмета. В процессе углубления знаний происходит процесс совершенствования, углубление понимания предметов объективного мира. Еще доисторические люди знали, что трение производит теплоту, но прошло несколько тысячелетий, пока люди смогли высказать суждение: "трение есть источник теплоты". Прошли новые тысячелетия, и люди в процессе дальнейшего изучения сущности движения сформулировали новое, более глубокое суждение: «всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту». И только в середине 19 века, когда наука и общественная практика в своем развитии шагнули далеко вперед, люди получили возможность сформулировать суждение, являющееся всеобщим законом движения: "любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения".

Так изменение, углубление знаний сопровождается совершенствованием и углублением суждений людей о предметах, явлениях материального мира.

Суждение является одной из основных и важнейших форм мышления. В суждениях отражается объективная связь предметов и явлений, их внутреннее содержание и закономерности развития. Всякий закон объективного мира, всякое научное положение выражается в форме определенного суждения. Особенно большую роль в процессе логического мышления играют умозаключения.

Умозаключение - мыслительный акт, в котором из предпосылок выводится новое суждение о вещах и явлениях объективного мира. Без помощи умозаключений трудно познавать явления и процессы, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств. Нельзя, например, непосредственно увидеть форму Земли, но все знают, что планетя имеет приблизительно шарообразную форму. К этому выводу люди пришли благодаря правильной связи, например, таких истинных суждений: "все шарообразные тела всегда отбрасывают тень в форме диска" и "Земля во время лунных затмений всегда отбрасывает тень в форме диска". Отсюда следует вывод: "Земля имеет форму шара".

Правильные умозаключения должны удовлетворять двум основным условиям: во-первых, предпосылки, из которых выводится умозаключение, должны быть истинными, соответствующими действительности; во-вторых, связь предпосылок в умозаключении должна быть логически правильной по форме. Элементарные законы и формы правильного построения суждений в умозаключении изучаются формальной логикой.

Таким образом, абстрактное мышление в форме понятий, суждений и умозаключений дает возможность более полно и глубоко познать объективный мир, раскрыть наиболее важные, существенные стороны, связи и закономерности действительности, почему оно и представляет собой наиболее важную, высшую ступень познания объективного мира.