Практическая деятельность как основа познания

Ощущения, восприятия, представления, а также мыслительный процесс неразрывно связаны с практической деятельностью, опытом. Основным источником эмпирического и рационального моментов знаний является общественно-историческая, прежде всего производственная практика - работа.

Решение теоретических противоположностей возможно лишь практическим путем, только благодаря практической энергии человеческого существа. Потому решение теоретических противоположностей отнюдь не является задачей только познания, а действительно жизненной задачей, которую философия не могла решить вследствие видения в ней только теоретическую задачу.

Диалектический материализм исходит из определяющей роли в познании общественно-производственной деятельности. Процесс материальной производственной практики позволяет познать предметы и явления объективной действительности, ее закономерности, определить место, занимаемое человеком в природе, его относительное положение к другим живым существам.

Производственная деятельность служит основой и необходимой предпосылкой для появления новых идей, теорий, понятий, представлений, гипотез. Суждения о вещах и явлениях появляются в процессе труда, в процессе общественного производства. "Чтобы понять, нужно эмпирически начать понимание, изучение, от эмпирии подниматься к общему. Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду".

Закономерности явлений, качества внутренние, скрытые свойства вещей объективного мира, их соотносительные связи полнее и глубже могут быть познаны и проверены именно в процессе трудовой производственной деятельности, в процессе непрерывного и активного общения с действительностью.

Однако практика не ограничивается только производственной деятельностью, а задействует всю многообразную и разностороннюю деятельность. Практика включает в себя развивающуюся научно-экспериментальную, социально-бытовую, культурно-воспитательную и другую деятельность людей. Она может выступать в виде естественно-научного эксперимента, наблюдения, научных и технических открытий. Это и позволяет общественно-исторической практике стать основой всех естественных и общественных научных знаний.

История показывает, что великие научные открытия, научное познание вообще, становятся возможными и вырастают из непрерывно развивающейся человеческой практики, определяются жизненными, практическими потребностями. Возникновение и развитие математики было первоначально вызвано потребностями измерения площадей, углов, объемов; развитие мореплавания породило астрономию; общественные науки были порождены стремлением людей перестроить жизнь общества; агробиология появилась в результате потребностей в повышении продуктивности сельского хозяйства.

Являясь основой и причиной появления новых наук, новых отраслей знания, практические общественно-производственные потребности общества вызывают также развитие, углубление и совершенствование имеющихся знаний.

Подавляющее большинство научных открытий было сделано после того, как соответствующим образом развилась общественная практика, после того, как бытие потребовало новых открытий. Если техника в значительной степени зависит от состояния науки, то в гораздо большей мере наука зависит от состояния и потребностей техники. Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов.

Когда Галилей создавал теорию падения и движения тел не из чисто академических соображений, а для того, чтобы только сформулировать законы падения тел, колебания маятников и движения металлических снарядов. Потребность обнаруживать эти законы появилась в процессе развития производства, в частности развития горного дела и артиллерии.

Изобретение паровой машины Ползуновым, изобретение радио Поповым и другие великие открытия также диктовались нуждами общественного производства, нуждами человеческой практики.

Значит, научные теории, необходимость решить определенные проблемы возникают в связи с потребностями практики, производства. Поэтому научное знание имеет дело с объективно существующим материальным миром, раскрывающимся перед людьми в процессе их общественно-исторической деятельности. Основной целью науки является не подчинение сил природы интересам людей, а нахождение путей для гармоничного сосуществования с ней. Но это достигается только на основе знания законов развития объективного мира и прежде всего материальной основы жизни общества.

Наука возникает из насущных практических потребностей материального производства, общественная практика направляет научную мысль, часто даже опережая науку. Простые земледельцы, крестьяне, как свидетельствуют хроники, в одном сложном вопросе опередили науку. Непосредственным наблюдением они самостоятельно и задолго до ученых открыли факт перехода ржавчины с барбариса на злаки, - факт вместе с другими, подобными ему, положивший основание учению о полиморфизме микроскопических грибов, которым так справедливо гордились советские ученые пятидесятых и шестидесятых годов.