Немного об истории туризма

История человечества дает примеры того, как, преследуя военные цели, цели захвата новых земель и рынков сбыта, завоеватели одновременно преследовали цель путешествий, новых открытий, развлечений и перемены мест. Так, знаменитое путешествие Одиссея на пути из Трои домой, согласно повествованию Гомера, носило в некотором роде туристический характер в современном понимании.

Известны многие примеры устремления людей на поиски новой жизни, новых нравов, новых источников богатства, как это сделал Колумб.

Туризм в современном понимании был изобретен в 19 веке, одновременно с появлением железных дорог, вызвавших великие споры. Одни приветствовали их появление, другие осуждали.

Известный шотландец Томас Кук решил извлечь выгоду из этих споров, организовав развлекательные путешествия по железным дорогам. Первой туристический поезд из Ланкастера в Лонгборо, в Англии, можно считать отправной точкой огромной индустрии нашего времени - "индустрии туризма".

Эта попытка дала большой коммерческий эффект, поэтому Томас Кук решил развить свою идею. Он первым создал туристическое бюро, ставшее широко известным. Вначале возможностями туризма воспользовались "английские старые девы, занимавшиеся до того вышивкой в тени деревьев", покинутые жены военных, отправившихся в далекие походы на завоевание колониальных владений для Британской империи, и русские князья, проигравшие свои состояния в казино. Великолепные природные места претерпели бурное развитие благодаря наплыву привелигированной публики и доходам, получаемым от эксплуатации этих мест.

Для знатных посетителей строились дворцы, казино, богатейшие виллы, возводимые с соответствующим шиком. В Ницце вдоль берега моря была проложена знаменитая магистраль "Promenade des Anglais" ("Аллея для прогулки Англичан"). Великое потрясение произошло во Франции в 1936 году, когда правительство Народного фронта, правительство социальной ориентации, установило оплачиваемые отпуска для трудящихся. Туризм для избранных превратился в туризм для всех.

Вторя мировая война прервала развитие этого социального фактора. Понадобится ждать 1950 года, чтобы на этот раз движение развернулось во всю ширь, причем теперь уже в интернациональном масштабе.

Сегодня Лазурный берег заполнен туристами, значительно отличающимися от тех, для кого создавались его курорты. Дворцы, крупные поместья, казино были просто перестроены и заполнились отдыхающими. Но массовый поток устремился на поиски других мест, более приспособленных к их потребностям и возможностям.

Во всей Европе, с севера до юга, наметились два четких потока людей, устремляющихся к солнцу и морю. Один из них направлен на Восток: в Италию, Югославию, Грецию и в страны Ближнего Востока, другой - на Запад: в Испанию, Португалию и через Гибраалтар на территорию Африки.

Немцы, англичане, скандинавы и другие жители европейского севера перемещаются огромными массами и полностью изменяют свой образ жизни в течение нескольких недель отпуска.

Великое нашествие отдыхающих изменило, деформировало и захламило великолепные места планеты. Сегодня мы оказываемся свидетелями безудержного захламления практически всех участков Земли, захваченных национальными и международными спекулянтами, сумевшими за несколько лет навсегда изуродовать места, которые считались красивейшими в мире.

К счастью многие страны всерьез озаботились таким положением дел, поскольку эти пагубные примеры послужили уроком. Практически во всех странах мира вырабатывается собственная политика развития туризма.