Страх перед смертью - страх перед неизбежным

Джордж Фрезер в книге "Страх перед смертью в первобытной религии" приводит очень мудрые слова представителя одного из племен, некогда живших в Африке, о смерти: "Избежать смерти никто не может, и никто не должен бояться смерти, раз она неизбежна". Древние майя также очень спокойно говорили: "Отдыхать иду". Можем еще вспомнить слова Сократа перед тем, как он выпил чашу яда, или мысли Платона о смерти, уже опуская упоминание о высоком отношении к акту смерти в учениях Индии, мы увидим то же самое осмысленное, исполненное мудрости сознание о смерти, как о перемене бытия, но не страх перед неизбежным.

Между тем с крайне суетных умах западных философов, особенно 18-19 веков, когда всеобщий нигилизм прокладывал свой темный путь, мы увидим чуть ли не животный ужас перед смертью, перед естественной сменой бытия. Высокоинтеллектуальная девица де Севинье сотню лет сказала следующее: "Смерть для меня до того страшна, что скорее я ненавижу жизнь больше потому, что она ведет к смерти, чем за терния, которыми усеян путь в жизни". Идея смерти в свое время очень многим мыслителям отравляла жизнь, среди которых Додэ, Золя, Мопассан, которые, казалось бы, были очень смелые и широкие мыслители.

В то же время среди людей, как сто лет назад, так и ныне живущих в обычной русской деревне, слово "смерть" часто не употребляется вообще. Деревенские обычно говорят: "отошел" или "скончался". Люди, естественно живущие, не скованные суетой и смердящим городом, прикоснувшиеся к истинному учению природы, сделавшиеся как бы естественными философами по жизни, так же естественно понимают значение смен бытия. Страх смерти может быть только у злодеев и мудаков, которые преступлениями или в мыслях умышленно омрачили свой ум. Понятно, что каждый преступник боится разительной смены бытия. И всегда внутри себя он понимает, что не уйдет в небытие, а в какое-то другое бытие, иначе наши расстрельные не молились бы день и ночь в церквах при тюрьмах, не увешивали бы стены своих камер бесчисленными иконками, вырванными в тюремной библиотеке из журналов. Просто человек, натворивший вчера недостойные дела, сегодня старается избежать ответственности. Потому ужас перед смертью вполне понятен у тех людей, которые омрачили свое существование гнусными делами или даже мыслями.

Вероятно каждому приходилось в своей жизни видеть людей, которые вчера за обедом произносили самые смелые слова. Но когда на следующий день они оказывались перед лицом тех опасностей, о которых так смело говорили, они показывали себя совершенно в другом свете. Скорее всего, если с такими человеками заговорить о смерти, то они скажут, зачем вообще нужно говорить о таких ужасных вещах. Получается, что эти люди сомневаются в целесообразности всего мироздания.

Сейчас это модно. Люди, которые очень далеки от религии, при мысли о завтрашней смерти, или даже при случившемся несчастии, начинают пытаться исполнять какие-то обряды, пойти в храм, наконец. Когда же опасность по их мнению миновала, то они будут первыми, кто расскажет кощунственный анекдот. Мир давно потерял чувство всех религиозных ценностей. Потеряло это чувство и русская православная церковь. В своей паранойе против религии она сделалась слепой к смыслу и значению Религии.

Мудрец всегда понимает, что жизнь, как она есть, многообразна во всех значениях. Даже исходя из знания самых примитивных физических законов мудрец понимает, что каждую секунду все меняется и больше никогда не придет к прежнему состоянию. В этой круговерти непрерывного движения заключена величайшая творческая созидательная щедрость природы. Потому мудрец счастлив от своей обязанности посильно участвовать в этом творчестве!

Людям современности как воздух или хлеб нужны противоестественные, насильственные страшилки, чтобы привести самих себя в невежественное понимание смерти. Отсюда, от извращенного состояния сознания берутся сюжеты фильмов ужасов и идеи многочисленных сериалов про полицию, убийства и насилие на российском телевидении. Одновременно с этим начинают говорить об инопланетянах и жизни на других планетах. Печально осознавать, как интеллигентные высокообразованные люди боятся смерти и этим заражают невежественные массы народа.