Теория труда от никогда не работавших буржуев

"Более всего устаешь от работы, которая проходит впустую, не приносит плодов".

Маркс, Энгельс, Ленин. Все трое были буржуями, никогда не работали, но теорию труда пытались создать.

Размышления Энгельса о том, что труд создал самого человека, целиком относится и к формированию его (Энгельса?) познавательных способностей. Три упомянутых философа серьезно полагали, что человек выделился из мира других животных с того момента, как он стал производить средства существования, создавать орудия производства. Диаметрально противоположная философия утверждает, что обособление человека работой является началом деградации.

Размышления Энгельса о том, что труд создал самого человека, целиком относится и к формированию его (Энгельса?) познавательных способностей. Три упомянутых философа серьезно полагали, что человек выделился из мира других животных с того момента, как он стал производить средства существования, создавать орудия производства. Диаметрально противоположная философия утверждает, что обособление человека работой является началом деградации.

В отличие от животных человек воспринимает мир не только в процессе биологического приспособления к нему, а главным образом в процессе активного практического воздействия на него, то есть, работая с внешним миром, буквально. Энгельс указывал, что человеческое мышление развивалось пропорционально тому, как человек учился изменять природу. Не оговорился ли философ в данном месте, не понятие ли "уничтожать" имелось в виду под понятием "изменять"? Вместе с тем активная производственная деятельность и истребление природы определили форму человеческого мышления и явились первыми решающими моментами, способствовавшими познанию окружавшей его действительности.

Человек был бы не в состоянии активно воздействовать на природу, подчинять ее силы своим интересам, если бы он не умел познавать свойства вещей и закономерности развития объективного мира. Поэтому производство материальных благ является важнейшим фактором развития познавательных способностей человека. Расширяя и совершенствуя процесс производства, вовлекая в него все более и более широкий круг предметов, человек неизбежно совершенствует и свое сознание, а развивающееся сознание в свою очередь благотворно влияет на развитие производственного процесса. Энгельс писал, что, коренным образом изменяя окружающую действительность в процессе материального производства, люди вместе с тем изменяют также свое мышление. Но "развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию".

Только в процессе многократного повторения операций материального производства на протяжении столетий человек приобретает определенные трудовые навыки, закрепляет их в сознании в виде более или менее устойчивых представлений и понятий о вещах и явлениях объективного мира, приобретает и развивает способность правильно отражать закономерные связи и отношения объективного мира. Но всегда ли имеет место правильное отражение закономерных связей? Кто докажет, что закрепленные в сознании навыки являются правильными представлениями о вещах? Какая из совокупностей вещей является отражением объективной реальности?

Все развитие познавательных способностей человека теснейшим образом связано с развитием производства, с прогрессом практической деятельности. Это неоспоримый факт. Благодаря же имущественной практике, направленной на изменение мира, человек вступает во всестороннее взаимодействие и всеобщую связь с вещами и явлениями объективного мира и не только переделывает их, ставит их на службу своим интересам, но в процессе взаимодействия с ними сам всесторонне изменяется и развивается. Здесь остается множество открытых вопросов. Задействует ли изменение мира принцип всеобщего блага, или же происходит в интересах малой группы людей? Действительно ли изменения приводят к позитивным результатам, или же разрушительно действуют на все?