"Более всего устаешь от работы, которая проходит впустую, не приносит плодов".
Маркс, Энгельс, Ленин. Все трое были буржуями, никогда не работали, но теорию труда пытались создать.
Размышления Энгельса о том, что труд создал самого человека, целиком относится и к формированию его (Энгельса?) познавательных способностей. Три упомянутых философа серьезно полагали, что человек выделился из мира других животных с того момента, как он стал производить средства существования, создавать орудия производства. Диаметрально противоположная философия утверждает, что обособление человека работой является началом деградации.
Размышления Энгельса о том, что труд создал самого человека, целиком относится и к формированию его (Энгельса?) познавательных способностей. Три упомянутых философа серьезно полагали, что человек выделился из мира других животных с того момента, как он стал производить средства существования, создавать орудия производства. Диаметрально противоположная философия утверждает, что обособление человека работой является началом деградации.
В отличие от животных человек воспринимает мир не только в процессе биологического приспособления к нему, а главным образом в процессе активного практического воздействия на него, то есть, работая с внешним миром, буквально. Энгельс указывал, что человеческое мышление развивалось пропорционально тому, как человек учился изменять природу. Не оговорился ли философ в данном месте, не понятие ли "уничтожать" имелось в виду под понятием "изменять"? Вместе с тем активная производственная деятельность и истребление природы определили форму человеческого мышления и явились первыми решающими моментами, способствовавшими познанию окружавшей его действительности.
Человек был бы не в состоянии активно воздействовать на природу, подчинять ее силы своим интересам, если бы он не умел познавать свойства вещей и закономерности развития объективного мира. Поэтому производство материальных благ является важнейшим фактором развития познавательных способностей человека. Расширяя и совершенствуя процесс производства, вовлекая в него все более и более широкий круг предметов, человек неизбежно совершенствует и свое сознание, а развивающееся сознание в свою очередь благотворно влияет на развитие производственного процесса. Энгельс писал, что, коренным образом изменяя окружающую действительность в процессе материального производства, люди вместе с тем изменяют также свое мышление. Но "развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию".
Только в процессе многократного повторения операций материального производства на протяжении столетий человек приобретает определенные трудовые навыки, закрепляет их в сознании в виде более или менее устойчивых представлений и понятий о вещах и явлениях объективного мира, приобретает и развивает способность правильно отражать закономерные связи и отношения объективного мира. Но всегда ли имеет место правильное отражение закономерных связей? Кто докажет, что закрепленные в сознании навыки являются правильными представлениями о вещах? Какая из совокупностей вещей является отражением объективной реальности?
Все развитие познавательных способностей человека теснейшим образом связано с развитием производства, с прогрессом практической деятельности. Это неоспоримый факт. Благодаря же имущественной практике, направленной на изменение мира, человек вступает во всестороннее взаимодействие и всеобщую связь с вещами и явлениями объективного мира и не только переделывает их, ставит их на службу своим интересам, но в процессе взаимодействия с ними сам всесторонне изменяется и развивается. Здесь остается множество открытых вопросов. Задействует ли изменение мира принцип всеобщего блага, или же происходит в интересах малой группы людей? Действительно ли изменения приводят к позитивным результатам, или же разрушительно действуют на все?