Но высших запросов души они не утолят

Неповторимый универсализм гениев Возрождения, таких как Леонардо да Винчи или Альбрехт Дюрер, в наш век рискует обернуться дилетантством. Когда-то можно было быть поэтом, скульптором, живописцем, военным фортификатором, философом - и никому в голову не приходило, что это разбросанность: напротив, восхищало как мощь всестороннего гения. Таланты 20-го и 21-го веков, как правило, направлены узко. Науки и искусства, не говоря уж о том, что когда-то называлось ремеслами, то есть производственная деятельность, специализировались и раздробились, как всякое ветвящееся знание и умение. Но великие люди столетия, не удовлетворяясь навязанной временем прогресса специализацией, безликой общностью труда лабораторий и творческих коллективов, все равно стихийно тянулись сразу ко многим сферам знания и художественной культуры, то есть, говоря языком завистников и филистеров, "разбрасывались" и впадали в "дилетантизм".

С сожалением приходится констатировать, что ныне наша страна как некое, пусть далеко не бесспорное, единство, как народ, как нация или содружество наций потеряла духовную цель. Когда-то этой реальной или иллюзорной целью был имперский лозунг "православия, самодержавия, народности", потом коммунистический лозунг социального равенства и завтрашнего счастья. История поставила подножку сначала одному, потом другому подобию общенародного идеала. Некоторые видят в этом только благо, не замечая реальной опасности духовного вакуума. Между тем физиолог И.П. Павлов еще в 1916 году написал работу "Рефлекс цели", в которой доказал, что подопытные животные теряют жизнеспособность и энергию деятельности даже в отыскании пищи, как только утрачивают рефлекс цели. Что уж говорить о человеке, который выделяется из всего животного мира не только как существо, одаренное мыслью и силой производительной деятельности, но прежде всего как духовное создание, тяготеющее к высшим целям бытия.

Однако, если оглянуться вокруг, становится очевидным, что такой целью не может стать ни желание разбогатеть, ни сам по себе рынок или частная собственность. Пусть это нормальные стимулы для производства и повседневной жизнедеятельности, которых мы понапрасну были лишены. Но высших запросов души они не утолят и в малой мере.