Научно-абстрактное теоретизирование

Процесс познания действительного положения дел явно не может ограничиться только чувственной ступенью. В научных кругах, в том числе в философии диалектического материализма считается, что глубокое, полное, разностороннее проникновение в сущность предметов и явлений окружающего мира происходит при переходе от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению.

Считается, что примитивные ощущения способны отражать главным образом единичные вещи, понимать то, что лежит на поверхности явлений. При этом всегда умалчивается значимый момент - именно ощущения позволяют увидеть ситуацию, явление или предмет в целом. Правда при условии, что оценочное мышление не включается. Зато с детства нас учат на множестве хрестоматийных примеров из учебников, что "пытливый" разум никогда не довольствуется познанием внешних сторон, а стремится "пробурить мыслью" покров, отделяющие его от сущности реального мира. Чем глубже разум "просверлит" покров, тем глубже познает закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, что совершенно невозможно без научно-абстрактного теоретизирования.

Мы намеренно использовали в предыдущем абзаце термины "пробурить" и "просверлить", чтобы дать понять, что дырочка, просверленная в покрове, отделяющем разум от реальности, получается не больше диаметра замочной скважины. Наука со всей грудой научно-абстрактного теоретизирования смотрит на реальность через замочную скважину как заправский вуайерист. Только представьте, что, заглянув в замочную скважину, вы видите часть кровати и две человеческие ступни, торчащие из-под одеяла. При этом вы с достаточной точностью не можете определить, женские это ступни или мужские, по очертанию ступней не можете представить, как выглядит лицо спящего, даже не можете понять, жив клиент или мертв. А вот наука считает, что может, применяя метод научно-абстрактного теоретизирования.

Согласно устоям диалектического материализма, адекватное* (т. е. тождественное, в основном точное), полное отражение действительности происходит в научных понятиях на основе общественной практики. Только так человеческие познания верно отражают природу в виде не простого, не непосредственного, не цельного отражение, а в длинном ряде абстракций, формирования, образования понятий, установления законов. Теперь попробуйте перенести данное утверждение на картину подглядывания сквозь щелочку. Если наука ищет фактов, то восстановление лица человека по форме его ступней кажется более простым, если проводить теоретизирование в гостинице с тысячами дверей.

"Общественно-историческая деятельность людей может усиливаться, углубляться и расширяться благодаря теоретическому мышлению, благодаря усилению, углублению и развитию научной мысли, а теория в свою очередь провернется и дополняется в процессе общественно-исторической практики людей", - говорят марксисты. Беда только в том, что общественно-историческая деятельность вкупе с теоретическим мышлением порождает философию, а не науку.

Далее: "при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. И то и другое должна заменить сила абстракции". Однако можно и нужно. Например, определенным образом пометив банкноты, можно, пользуясь микроскопом и реактивами, отследить реальное движение реальных (не виртуальных) денежных средств. А вдруг это отслеживание вскроет совершенно иные закономерности, и тогда все ученые степени, заработанные на ниве изучения экономики, пойдут псу под хвост?

Далее: "представление не схватывает движения с быстротой 300.000 км в секунду, а мышление схватывает и должно схватить". Однако, относительно. Индивиду с образным мышлением не составляет труда представить в уме скорость света, а числа, выраженные в формулах, ему ничего не говорят и не наделены эстетической красоты.

Далее: "представление бессильно отразить процесс превращения семени в растение, процесс роста растения, процесс эволюционного развития животных и растений, происходивший в течение многих тысячелетий". Но данное утверждение давно опровергнуто и ныне опровергается тантрическими медитационными практиками. Если тантру наука не знает или не принимает, то это проблемы науки.

Тем не менее, можно согласиться что "в процессе мышления человек сопоставляет и синтезирует теоретический и практический опыт прошлых поколений, отраженный и закрепленный в законах науки, понятиях, логических категориях и практику людей настоящего времени. Освещая с помощью теории практику и учитывая ее новые данные, передовые ученые развивают дальше саму теорию. Это в свою очередь позволяет теоретическому мышлению предвосхищать факты, опережать практику и на этой основе выдвигать научные гипотезы, строить научное предвидение".

*Адекватный — равный, соответствующий, тождественный. Адекватное дознание — познание, которое точно отображает все наиболее существенные признаки предмета или явления.